Специальная оценка условий труда уже не миф

special-job-evaluation-score-in-the-russian-federation-since-2014
Законопроект ко второму чтению претерпел некоторые изменения, но насколько они существенные? Изменилась вторая статья документа, которая теперь содержит в себе нормы законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда.
Если ранее спецоценка должна была осуществляться только в отношении обычных работников, надомников и дистанционных работников, то теперь к этому числу еще добавились и работники, занятые у работодателя-физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. То есть, если вы захотите взять на работу «по всем правилам» горничную, то будьте добры провести специальную оценку, однако кто будет это проверять? Неужели Госинспекция труда? Звучит по меньшей мере смешно.
Еще один нововведённый пункт, а может даже и просто фраза, о том, что к правам работника относится присутствие его на рабочем месте при проведении спецоценки. Это что получается, работник хочет – присутствует, а хочет – нет? Объективности без присутствия работника и без наблюдения за ходом выполнения рабочих операций вряд ли удастся добиться.
Чуть поменялись цели специальной оценки, к их многочисленному числу добавился расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Можно ли это понимать так, что результаты специальной оценки должны будут предоставляться еще и в Фонд социального страхования?
Законопроект уточнил количество членов комиссии по выполнению специальной оценки, конкретное число не определено, видимо оно будет зависеть от размеров организации, но оно должно быть нечетным. Вернемся к работодателям- физическим лицам, кто будет входить в комиссию в данном случае и кто ее будет утверждать?
Изменения произошли и в порядке идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов. Если раньше выявлять вредности должна была комиссия, то теперь это будет делать один лишь эксперт привлеченной организации, а уж что он там намеряет, никому не известно. Скорее всего, следует прописать данный пункт в условиях договора на выполнение услуг аттестующего центра.
Также, теперь по заключению эксперта, выполняющего специальную оценку, класс условий труда может быть снижен на одну ступень, а если такое заключение будет получено от Роспотребнадзора, то класс условий труда может быть снижен и более чем на одну ступень. Если так, то зачем тогда проводить спецоценку, если результаты можно будет подкорректировать как требуется работодателю.
Еще одной идеей-фикс законопроекта, предоставленного ко второму чтению, является требование НПА к размещению на официальном сайте работодателя результатов специальной оценки и мер, принятых для улучшения условий труда. Какую цель преследует законодатель – сложно сказать и каким образом будут наказывать за не размещение информации?
Если взглянуть со стороны, то новый законопроект претерпел достаточно обширные изменения, и похоже не в лучшую сторону. Рассмотрение законопроекта в 3 чтении ожидается уже сегодня, 23 декабря и, соответственно, окончательное его принятие. Федеральный закон должен вступить в силу с 1 января 2014 года как и планировалось ранее. Теперь остается только гадать как сложится судьба специальной оценки и сможет ли она изменить условий труда на рабочих местах в современной России?